Христианство



Наставления к миссалу
и
чину Литургии учения Божьего

О Св. Мессе, Литургии Учения Божьего и латинском языке *

«Св. Месса (Евхаристия) есть средоточие и
центр жизни каждого христианина».

из Конституции II Ватиканского
Собора «О Евхаристии»




Кто служит св. Мессу и что делают священники?

Прежде, чем говорить о таком игровом моменте как служение Св. Мессы*, следует сказать, что для того, чтобы проводить данную службу, прежде всего следует руководствоваться особым благочестием и знаниями о проведении Службы. Так как сложно заранее судить, насколько проникнуты благочестием игроки, едущие на игру н роли священников, мы пришли к решению, что Св. Мессу может проводить только Епископ. Однако он может выбрать себе в помощь 2-х священников. Остальные же священники в определённое время должны будут проводить только Литургию Учения Божьего (далее - Литургию Учения), но уже как самостоятельную службу*, а не как часть Св. Мессы, в которую Литургия Учения входит.


Латинский язык - язык Литургии.

В идеале, как Св. Месса*, так и Литургия Учения Божьего* должны читаться Вами на латинском языке – литургическом языке Церкви. Однако, принимая во внимание то, что латинский весьма сложен, разрешается читать на нём только Начальные и Заключительные обряды Литургии Учения Божьего, основную же часть, т.е. Чтение Святого Писания и Евангелия, Проповедь и молитву верных, а так же, в случае необходимости, и «Верую» (CREDO) можно читать на родном языке.

К Св. Мессе эти допуски относятся только в части моделирования Литургии Учения Божьего, как части Св. Мессы. Данное исключение сделано памятуя о том, что народу должно понимать Слово Божье. Остальная же «Служба» должна вестись на латинском.

Относительно обрядов, стоит заметить то же. Те обряды, которые будут отправляться Епископом, могут отправляться на латинском, а те, которые будут отправляться остальными священниками - на родном языке. Однако, каждый священник должен знать наизусть или хотя бы смочь прочитать на латинском языке пять основных молитв, которые можно найти в молитвеннике.

Тексты Св. Мессы, Литургии Учения Божьего и молитвенник можно найти в соответствующих архивах в Библиотеке.

Игрокам заявившимся в роли священников обязательно иметь при себе эти материалы в печатном виде (а еще лучше – в голове).


О св. Мессе и о структуре ее чина.

«Служение Св. Мессы есть Жертва, приносимая священником в присутствии и от лица собравшихся верных, которые, по возможности принимают участие в служении литургии."

(Из наставлений к Римскому Миссалу)

Катехизис говорит о Литургии так:

«Во время совершения каждой св. Мессы совершается истинная, зримая, реальная Святая и Живая Жертва, Господа нашего Иисуса Христа – Первосвященника, Приносящего Пресвятое Тело Своё в жертву на Небесном Алтаре славы Своей, во искупление грехов всех верных»

или

«Во время каждой литургии совершается Жертва Господа. Агнец Божий берёт на себя грехи всего мира, и во искупление их приносит Себя в качестве Жертвы Чистой имени Божьего»

Если Вам удастся проникнуться этим, то дальнейшие послания и призвания к благочестию станут ненужными. Попробуйте почувствовать красоту Службы Божьей, проникнитесь языком литургии.

Поговорим немного о структуре Чина Св. Мессы.
Она делится на 6 частей:

  1. Начальные обряды, завершает которые вступительная молитва;
  2. Литургия Слова (или Литургия учения Божьего) завершаемая Молитвой верных;
  3. Евхаристическая Литургия, во время которой на Алтарь от лица верных приносятся дары, которые священник жертвует.
  4. Евхаристическая молитва, которая может быть 4-х видов (I-Римский канон; II; III и IV). Именно во время Этой части Св. Мессы и совершается пресуществление (превращение) хлеба и вина, принесённых на Алтарь, в Тело и Кровь Христовы (Пресвятые Дары).
    В этой части Св. Мессы есть особая молитва, называемая префацией, в которой Церковь выражает смирение и кротость, просит об укреплении веры, молится о здравии Папы, Епископа, всех священников и духовенства, о здравии живых и упокоении усопших.
Бывают так же разные виды префаций: В нашем варианте будут использованы только два вида. Это первый и последний.
  1. Обряд причащения (то есть приобщения народа к Таинству Тела Христова);
  2. Заключительные обряды, которые завершают Литургию. Они заканчиваются благословением народа и отпуском.

По времени, обычная (т.е. служащаяся по повседневному чину) Литургия не занимает более 45 минут, если конечно священник не читает длинных и пространных проповедей

В древней Церкви Св. Месса была «тихой», т.е. большинство её частей читались священником вполголоса. Исключением являлись только Литургия Учения Божьего, а так же Начальные и заключительные обряды, состоящие фактически из возгласов и ответов. Естественно и то, что народ не зная латинского фактически не мог учувствовать в Св. Мессе, кроме как ответами на возгласы священника во время Начальных и Заключительных обрядов. В остальное же время народ про себя или шёпотом читал розарий.

Теперь значительно более подробно о Литургии Учения Божьего, моделированием которой Вы и будете заниматься, выполняя собственно одну из основных обязанностей.


О Литургии Учения Божьего и о структуре ее чина.

«Литургия Учения Божьего – это трапеза Слова Божьего, во время которой с народом говорит Сам Бог, через священника».

(Из наставлений к Римскому Миссалу)

Теперь значительно более подробно о Литургии Учения Божьего, моделированием которой Вы и будете заниматься, выполняя собственно одну из основных обязанностей.

Данное положение справедливо как для самого чтения последования** так и для проповеди произносимой священником после чтения последования.

Литургия Учения Божьего может служиться* отдельно от Св. Мессы как самостоятельное богослужение. Отличие его от Св. Мессы заключается в отсутствии Евхаристической Литургии, Евхаристической молитвы, и собственно обряда причащения. Хотя самое начало Обряда причащения присутствует, т.е. читается Отче наш (PATER NOSTER).

Литургия Учения Божьего делится на 4-е основные части:

  1. Начальные обряды, которые состоят из:
- входного песнопения;
- Исповедания грехов и следующего за ним Kirie eleison (Господи помилуй)
- В некоторых случаях, описанных в самом чине Литургии Учения Божьего может читаться или петься Слава в вышних Богу или Великое Славословие (GLORIA)
- Вступительная молитва
Первая часть, фактически идентична чину Св. Мессы.
  1. Собственно Литургия Учения Божьего, которая состоит из:
- Первого чтения. B основном оно читается из Деяний или Посланий Св. Апостолов. Первое чтение начинают и завершают возгласы чтеца и ответы на них народа.
- В некоторых случаях, описанных в самом чине Литургии Учения Божьего, может читаться Второе чтение из тех же источников, которому так же предшествуют и завершают возгласы чтеца и ответы на них народа.
- Чтение из последования Святого Евангелия. Его читает священник или дьякон, предваряя и завершая его тайными молитвами и возгласами. На возгласы следуют ответы народа. Во время чтения Св. Евангелия народ стоит на ногах.
- Проповеди.
- В некоторых случаях, описанных в самом чине Литургии Учения Божьего, может читаться «Верую» (CREDO). Эту молитву произносит священник, если он читает её на латинском, что возможно, народ же соглашается со священником произнося в конце Amen. Либо если эта молитва читается священником на родном языке, тогда она читается священником вместе с народом, при этом священник произносит громко, как бы провозглашая только первое слово, остальную часть молитвы он читает вместе с народом вполголоса. В обоих вариантах народ стоит на ногах во время чтения этой молитвы и преклоняет калено вместе со священником.
- Молитва Верных. Читается на родном языке. Читает священник, народ повторяет возгласы. В некоторых случаях допускается, чтобы Молитву верных читал кто-либо из народа, но только самый достойный.
  1. Молитва Господня или Отче наш (PATER NOSTER)
  2. Заключительные обряды, которые состоят из:
- Заключительной молитвы, которую читает священник.
- Благословения народа, которое преподаёт священник.
- Отпуста народа, который произносит священник или дьякон.

О положении и телодвижениях «священника» и народа во время Св. Мессы и Литургии Учения Божьего*.

В древней Церкви важным моментом в любом богослужении являлось положение и телодвижения священника и народа во время богослужения. Как в древней, так и в современной церкви важны символы, через которые как священник, так и верные явственно показывают благочестивое почитание и свою благодарность. Символичность вообще характерна для Западной Церкви. По этому и во время проведения Св. Мессы и Литургии следует придавать большое значение положению тела и телодвижениям.

Одним из существенных отличий Св. Мессы, которая служилась до II Ватиканского собора от более поздней было то, что она служилась вполголоса, т.е была «тихой», о чём мы уже говорили выше, различным было и положение священника по отношению к народу. До II Ватиканского собора священник служил лицом к Алтарю, т.е. «Перед Господом», по отношению же к народу он стоял спиной. Однако стоит заметить, что спиной к народу священник находился только в некоторые моменты Литургии.

Стоит подробнее рассмотреть это. Священник действительно стоит спиной к народу в отдельные моменты Литургии, это справедливо как в отношении св. Мессы, так и в отношении Литургии Учения Божьего. Во избежании неточностей, Вам надо знать, в какие именно моменты это происходит:

- Во время Начальных обрядов:

- Во время Литургии Учения Божьего:

- Во время Заключительных обрядов:

Более конкретные наставления по этому поводу вы найдете в тексте чина Св. Мессы и Литургии Учения Божьего, которые находятся в архиве Месса в Библиотеке сайта. Эти примечания выделены там красным, более мелким шрифтом.


Действия мирян (верных) во время проведения богослужений*.

Миряне также будут принимать участие в служении* как Св. Мессы, так и (в основном и гораздо чаще) Литургии Учения Божьего. Во время Богослужений они будут совершать следующие действия:

  1. Отвечать на возгласы священника, произносимые им во время службы;
  2. Опускаться на колени, вставать и садиться в нужные моменты службы, (об этом священник должен им сообщать);
  3. Читать вместе со священником Молитву Господню или «Отче наш» (PATER NOSTER) и по возможности петь вместе с хором;
  4. Слушать священника и не разговаривать, а так же не совершать иных оскорбительных для Святого места деяний.

О проповеди и ее источниках.

Хорошо, если вторая часть Литургии Ученья Божьего будет содержать проповедь, особенно замечательно, если проповедь будет «на злобу дня», и в ней будут наставления по поводу событий, произошедших на полигоне, отношения Церкви к этим событиям и наставления мирянам по этому поводу.

Нет лучше источника для проповедей, чем Святое Писание. Почитайте Евангелие, в первую очередь обратитесь к Нагорной проповеди и делам Спасителя перед его распятием, к деяниям Апостолов, посланиям Апостолов. Все эти источники хорошо доступны и наверняка есть у каждого.

Немало полезного Вы сможете найти и в архиве Статьи в Библиотеке сайта, где выложен ряд текстов Отцов и Учителей Католической Церкви.


О требованиях к облачению.

Напоминаю, что священник моделируя службу должен быть облачён в соответствующую одежду, используемую специально для этого – ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ.

Единственное требование к облачениям состоит в том, чтобы оно было сшито подобающим образом (а как это сделать можно увидеть в архиве Одеяния священников Библиотеки сайта) и из подобающей ткани. Это не должен быть подкладочный щёлк, ситец, иная прозрачная или полупрозрачная ткань, (по крайней мер на верхнее одеяние). Ткань должна быть простой, однотонной и быть плотной по фактуре. (Например: бархат-стрейч, бязь, креп-шерсть. креп-сатин, атлас и др.) Рекомендуемые цвета: красный для Св. Мессы, фиолетовый для заупокойной, или зелёный для рядового времени.


О времени служения св. Мессы, Литургии Учения Божьего, таинствах обрядов и игротехнических обязанностях.

«Служение» Св. Мессы осуществляется по инициативе Епископа, так как Епископ – единственный, кто может проводить служение Св. Мессы*. По возможности, о проведении Св. Мессы полигону будет сообщаться заблаговременно.

В обязанности всех священников на полигоне входит служение Литургии Учения Божьего* два раза в день (утром в 10.00 часов и вечером в 18.00 часов) Так что будьте готовы к этому. Так же, будьте готовы к тому, что помимо Литургии Учения Божьего Епископ может попросить Вас о сослужении св. Мессы. Стоит напомнить о том, что вам придётся преподавать (т.е. приобщать людей) к некоторым таинствам. В их числе таинства Крещения, Брака, Соборования и Заупокойной, о которой пойдёт отдельный разговор.

Хочется, чтобы эти обязанности Вы воспринимали с радостью истинного служения.

Моделирование последнего таинства - Заупокойной - очень важно для персонажей-мирян. Именно это будет Вашей единственной игротехнической обязанностью. После смерти каждая христианская душа будет обязана с вами встретиться. Впрочем, этот момент мы еще обсудим с теми игроками, которые будут играть священников, в личной переписке.

Заупокойная может быть отслужена только в присутствии умершего персонажа. Если "тело" отсутствует, но Вас просят совершить Заупокойную службу, следует пояснить, что это невозможно. Этот момент связан с тем фактом, что процесс отпевания и дальнейшего сопровождения в "загробный мир" является одновременно и процессом деролинга, а потому принципиально важен не для красоты отыгрыша, но для самого игрока.

Алгоритм отпевания персонажа описан в чине Литургии Учения Божьего. Рекомендации по служению Заупокойной в рамках Св. Мессы так же даны в моделируемом чине Св. Мессы.

После отпевания вам надлежит сопроводить «душу» в мертвятник, где с ней будет проведена содержательная беседа.

Однако если к вам обратились с просьбой провести Заупокойную по отсутствющему "телу", а вы не можете это сделать по причине, объясненной выше, это не значит, что «душа» должна остаться неупомянутой в молитвах Церкви.

Вам следует совершить следующее:

- Узнать имя «покойного»;
- Во время служения Литургии Ученья Божьего, а именно во время молитвы верных, в той её части, которая касается «ушедших из этого мира», следует добавить форму «а особенно N (имя)».

После заключительных обрядов Вам надлежит не сразу покинуть пресвитерий а после окончания песнопения на выход прочитать следующие тексты молитв в следующей последовательности, предварительно возгласив громко следующую форму «Об упокоении души N (имя) помолимся»:

PATER NOSTER – 1 раз
AVE MARIA – 3 раза
GLORIA PATRI – 1 раз
Крестное знамение
.

Помните, что молитва об усопших, есть одна из обязанностей Церкви.




*
В данном документе под терминами «служение» и «сослужение» подразумевается только инсценировка, ввиду того, что данные термины, применимы в этом случае с большими оговорками.

**
Последование – это текст чина, который читается последовательно.
Например: Последование Литургии часов; Последование Св. Евангелия. Дугими словами всё, что как бы говорит священник, во время службы, говорит не он, а сам Бог, через него, используя человека как сотрудника, посредника, между Собою и остальными людьми.
Используются технологии uCoz